andreeva_anka (andreeva_anka) wrote,
andreeva_anka
andreeva_anka

Categories:

Сказ о том, как Минэкологию студенты обидели

Материал подготовлен студентами - дружинниками охраны природы биологического факультета МГУ (ДОП МГУ).

памятник природы "Местообитание кортузы Маттиоли на выходах известняков в долине р. Москвы" (Фото из архива ДОП МГУ)

Обследуя в течении 9 лет заказники и памятники природы Подмосковья, мы почти на каждом выезде сталкиваемся с тем, что за заказниками в лучшем случае никто не следит. И хорошо, если это выражается только в том, что границы неотмаркированы. Гораздо хуже, если на территории заказника ведется застройка или незаконная рубка. Таких случаев в процессе обследований вскрывается немало... А следить за Подмосковными ООПТ на самом деле есть кому. Более того, согласно действующему законодательству, государство обязано осущес
твлять охрану и экологический контроль за такими территориями. На данный момент эти обязанности (да и вообще, все функции управления региональными ООПТ) целиком и полностью лежат на Министерстве экологии и природопользования Московской области. Поэтому все наши обращения по фактам тех или иных нарушений на территории Подмосковных ООПТ мы отправляем в первую очередь в это ведомство.

К сожалению, сложно назвать работу по нашим обращениям эффективной. Сложно даже назвать это, в принципе, работой. Иногда, организуются внеплановые проверки, но по их результатам должных мер не предпринимается (свалки остаются на месте, застройка продолжается и т.д.). А чаще всего приходят просто отписки, хотя среди них попадается довольно любопытное творчество, по которому вполне можно получить представление о Минэкологии и его работе.
И вот, в начале весны в адрес Декана Биологического факультета МГУ пришло письмо от Заместителя министра экологии и природопользования Московской области С.Р. Гильденскиольда.

Хотя времени прошло уже достаточно много, мы считаем важным это письмо прокомментировать, т.к. в нем затронуты многие вопросы деятельности ДОП МГУ и Министерства Экологии Московской области. Тем более, это письмо пришло в ответ на обращение Дружины №11/3 от 31.01.2011 (что уже само по себе является нарушением ФЗ “О порядке рассмотрения  обращений граждан Российской Федерации”. По этому факту нами направлено письмо в Генпрокуратуру.

Полный текст письма Минэкологии.

Текст письма с комментариями:

 

 

02.03.2011 №015/21-1 на №11/3 от 31.01.2011

 

Декану Биологического факультета МГУ, академику РАН М.Н. Кирпичникову

 

Уважаемый Михаил Петрович!

 

С удовлетворением констатируем, что между нашим Министерством и Вашим факультетом в течении последних 10 лет сложились и успешно развиваются чрезвычайно тесные творческие, весьма плодотворные и уважительные отношения. Достаточно упомянуть только Красную Книгу Московской области (2-ое издание 2008 г.), которая по признанию научной общественности признана одной из лучших в Российской Федерации. В ее создание значительную роль внесли ученые биологического факультета МГУ. Такое же успешное сотрудничество между нашими коллективами развивается и по другим направлениям.
Информируем Вас, что за последнее время на имя Министра экологии и природопользования Правительства Московской области А.С. Качан, в органы прокуратуры Московской области стали приходить обращения, подписанные командиром Дружины охраны природы Биофака МГУ А.А.Зименко. В этих обращениях А.А.Зименко позволяет себе такие выражения как: «обеспечить выполнение законодательства», «принять неотложные меры» и другие по сути директивные указания.

 

Следует напомнить уважаемому С.Р. Гильденскиольду, что Министерство экологии является государственным исполнительным органом власти, осуществляющим экологический контроль на территории Московской области. Согласно статье 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды», задачей экологического контроля является «обеспечение исполнения законодательства» в области охраны окружающей среды. Поэтому столь болезненная реакция на наши просьбы к Минэкологии выполнять свои непосредственные обязанности кажется по меньшей мере странной.

По поручению Правительства Московской области, наше Министерство с 2007-2009 гг. провело обследование всех ранее созданных особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Анализ этих материалов показал, что несколько десятков ООПТ Московской области, созданные в 70-80-е, в том числе и при участии Дружины охраны природы Биофака МГУ, имеют существенные недостатки в документации, особенно в описательной и графической части. Это вполне объяснимо, т.к. в формировании материалов принимали участие студенты, проходившие практику и не обладавшие соответствующей квалификацией. Поэтому такие ООПТ требуют проведения реорганизации.

Недостатки в документации ООПТ, отмеченные в ответе Минэкологии, действительно имеют место, но совсем не по причине студенческой некомпетентности (студенты во время практики никогда не занимались созданием ООПТ). Напротив, все обоснования для будущих заказников составлены под руководством ученых МГУ и РАН с участием таких авторитетных организаций, как ГБС РАН, ИПЭЭ РАН и Ботанический сад МГУ. Графическая информация, естественно устарела, т.к. техника её создания шагнула далеко вперед с 1980-х гг., когда создавался основной массив ООПТ, да и требования законодательства существенно изменились. Кроме этого, все положения об ООПТ были утверждены Мособлисполкомом - уполномоченным государственным органом, а значит, соответствовали на тот момент требованиям, предъявляемым к таким документам. Поэтому претензии к квалификации их авторов совершенно необоснованны.

В настоящее время Министерство экологии и природопользования Московской области приступило к планомерной работе по реорганизации ООПТ областного значения. На современном этапе затраты на реорганизацию ООПТ сравнимы с затратами на их создание. В связи с ограниченностью финансирования, проведение этих работ потребует значительного времени.

К сожалению, ограниченность финансирования не помешала Минэкологии в рекордно короткие сроки (на экологическую экспертизу понадобилось меньше недели) реорганизовать сразу четыре подмосковных заказника – «Система оврагов у ст. Морозки» (Дмитровский район), «Леса Октябрьского лесничества» (Клинский район), «Левобережье р.Москвы на участке Тучково-Ожигово» (Рузский район), «Широколиственный лес в долине Клязьмы» (Ногинский район). В результате реорганизации у указанных ООПТ были изменены границы, причем вырезанные участки находились как раз на пути печально известной Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Таким образом, Минэкологии вместо того, чтобы попытаться сохранить вверенные ему ценные природные территории от застройки и настоять на переносе оси трассы, попросту изменило границы «неудобных» ООПТ. В данный момент Министерство готовит еще одну реорганизацию - памятника природы «Мозжинский овраг» (Одинцовский район). Исходя из схемы проектируемых границ очевидно, что целью такой реорганизации является не улучшение состояния и функционирования ООПТ, а узаконивание противоречащей режиму охраны хозяйственной деятельности.

Минэкологии Московской области хорошо осведомлено о имеющихся проблемах, связанных с функционированием ООПТ областного значения и принимает необходимые меры.
Просим Вас, уважаемый Михаил Петрович, донести эту информацию до «Дружины охраны природы Биофака МГУ»

С уважением, Заместитель министра экологии и природопользования Правительства Московской области,
доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕН С.Р. Гильденскиольд.

Необходимым условием сохранения и нормального функционирования ООПТ является наличие эффективного государственного контроля. Полномочия по осуществлению государственного контроля за состоянием ООПТ Московской области целиком принадлежат Минэкологии. К сожалению, обследования ДОП МГУ подмосковных ООПТ показывают, что в большинстве случаев режим особой охраны не соблюдается. Кроме того, в своих ответах на наши обращения Минэкологии призналось, что в 2010 и 2011 годах плановые проверки ООПТ вообще не предусмотрены. Все это, вкупе с необоснованными реорганизациями, говорит о том, что Министерство экологии и природопользования Московской области не справляется со своими полномочиями по управлению и контролю за ООПТ регионального значения. Поэтому надо либо лишать их этих полномочий, либо заставлять их работать лучше. Необходимо, чтобы существовала государственная структура, на деле, а не на бумаге контролирующая состояние и обеспечивающая охрану Подмосковных ООПТ.

Обращение Минэкологии МО к декану биофака МГУ

Ответ Минэкологии по вопросу осуществления экологического контроля на ООПТ в 2010 году

Ответ Минэкологии по вопросу осуществления экологического контроля на ООПТ в 2011 году

Письмо в Генпрокуратуру РФ по факту нарушения Минэкологии ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан РФ”

Схемы заказников, реорганизованных под строительство ЦКАД

 

Tags: оопт, охрана природы
Subscribe

  • (no subject)

    ... ведь если открыть дверцу, ОН вырвется наружу!!!

  • 11 сентября - лесопосадки в Хотьково

    Моя хорошая знакомая по лесопосадочным активностям Наташа Василевская организует небольшие однодневные лесопосадки 11 сентября под Хотьково…

  • (no subject)

    Ну что, новый учебный год стартовал) пусть он будет удачным.. правда началось все с того, что мой автобус просто взял и не пришёл. и на автобусной…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments