andreeva_anka (andreeva_anka) wrote,
andreeva_anka
andreeva_anka

Советы по проведению занятий с детьми о лесных пожарах

Оригинал взят у morskoy_pesik в Советы по проведению занятий с детьми о лесных пожарах

Фото М. Васильевой

В последнее время мы (противопожарная программа Гринпис России) довольно много общаемся с преподавателями, которые ведут в разных видах и формах занятия, посвященные вопросам профилактики лесных пожаров, безопасному поведению детей в лесу и т.д. Методических материалов сильно не хватает, часто учителю приходится довольствоваться учебником по ОБЖ или самостоятельно искать информацию в Сети. К сожалению, не всегда даже опытный и талантливый преподаватель может оценить качество материалов, которые он использует для подготовки урока. Нередко такие уроки приходится вести, например, учителям начальных классов, которые могут не в полной мере знать особенности возникновения и развития пожаров, могут не знать правила безопасного поведения и тушения. И чем более убедительно, ярко и профессионально учитель рассказывает, тем выше цена ошибки, закравшейся при подготовке материалов.
По итогам общения, с учетом большого личного опыта преподавания, а также после обработки многих методических разработок, присылаемых к нам (и не только к нам, но и в ЦОДП, например) на конкурсы, мы постарались набросать несколько простых советов учителям, а заодно отразить основные фактические ошибки, которые наиболее часто встречаются в присылаемых материалах.
Итак, РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, КОТОРОМУ ПРИШЛОСЬ ПРИДУМЫВАТЬ ПРОТИВОПОЖАРНОЕ ЗАНЯТИЕ

На наш взгляд, главное, что дети должны узнать из противопожарного занятия, проводящегося в любой форме:
1. Почти все пожары бывают по вине человека. Поджигать траву нельзя ни при каких обстоятельствах, а костёр обязательно надо потушить.
2. Необходимо обеспечить свою безопасность, а значит, научиться правильно себя вести при пожаре. Понимать, как в каких условиях будет развиваться пожар, чем он опасен, какие алгоритмы принятия решений и какие действия помогают человеку выжить.
3. О любом увиденном пожаре всегда (не надеясь на других людей) надо как можно скорее сообщить взрослым, а если их нет рядом, то по номеру 01 с городского номера или 112 с мобильного телефона. О лесном пожаре лучше также сообщить в местное лесничество или на единый телефон 8-800-100-94-00.

То есть, ребёнку важно:
– не стать причиной пожара,
– выжить при пожаре,
– своевременно сообщить о пожаре.

Дополнительным блоком в завершение любого занятия может быть обсуждение того, как ребенок сам может поучаствовать в противопожарной работе и уменьшить количество пожаров (помощь в агитации, в создании средств пропаганды, для более старших ребят - участие в работе школьных лесничеств и т.п.).
При этом важно помнить, что дети не могут быть привлечены к работам по тушению пожаров и их не следует настраивать на то, что даже с небольшим пожаром они могут справиться сами. Ребенок может потушить недотушенный кем-то костёр, но не должен пытаться справиться с пожаром.

Общие пожелания авторам методических разработок:
• Привлекать жизненный опыт ребенка. То, о чём рассказывается, должно быть как-то связано с его жизнью, с местной природой и местными особенностями.
• Крайне желательно активное участие в ходе занятия самих детей. Нужны задания (как можно более прикладные, практические) на закрепление полученных знаний.
• Рассказ должен быть грамотным, без фактических и смысловых ошибок.
• Желательно включать элементы практической деятельности как продолжение и результат занятия.
• В работу с дошкольниками и младшими школьниками стараться вовлекать их родителей.
• Хорошо приглашать для разговора с детьми «значимых взрослых»: лесников, сотрудников ООПТ, представителей власти, пожарных. Особенно хорошо (тем более для первого или разового занятия), если человек при этом одет в специальную одежду или форму, подчеркивающую принадлежность к профессии.
• Наибольший эффект даёт не разовое занятие, а продуманный цикл разноплановых мероприятий, проводимых в течение недели, месяца или сезона.

Часто встречающиеся в методических разработках смысловые ошибки:


Неправильно:
От пожара нужно уходить против ветра.

Правильно:
От пожара нужно уходить в безопасном направлении.
При лесном пожаре – чаще всего перпендикулярно линии продвижения огня, и, только когда ты обошёл пожар и убедился, тогда можно идти против ветра.
При травяном (степном, тростниковом) пожаре самое безопасное место – выгоревший участок.
Если уйти от пожара не получается, следует искать участок с наиболее разреженным, лучше лиственным древостоем, наиболее влажный участок с наименьшим количеством горючих материалов. В горной местности лучше передвигаться по водоразделам, имея возможность отступить от пожара. Недопустима ситуация, когда убегать придётся вверх по склону. Нельзя находиться в узких оврагах, распадках вблизи кромки пожара.
--------------------------------------------------------------------------------
Неправильно:

Сообщать о пожаре нужно после того как… (часто идет длинный перечень рекомендаций – как тушить, куда идти и т.п.).

Правильно:
Сообщать взрослым о пожаре и о своём местонахождении (или звонить по 112 и по другим телефонам) нужно сразу же, как увидел (обнаружил) пожар. Если пожар совсем близко, то сообщать сразу после того, как оказался в безопасности: обойдя фронт лесного пожара или зайдя на выгоревший участок травяного пожара. В большинстве случаев для звонка и спокойных продуманных действий есть время.

--------------------------------------------------------------------------------
Неправильно:
Дети сами могут потушить небольшой пожар.

Правильно:
Дети не должны ничего тушить сами, без взрослых. Максимум, что можно разрешить детям, – погасить непотушенный кем-то костёр, если они его обнаружили. Во всех остальных случаях дети должны сообщить о пожаре взрослым. Дети особенно быстро могут получить ожог дыхательных путей (и быть уже не в состоянии даже позвать на помощь) и отравиться угарным газом (это происходит еще и очень незаметно). Нельзя недооценивать не только лесные и торфяные, но и травяные пожары. Они смертельно опасны.
--------------------------------------------------------------------------------
Неправильно:
Причиной пожара может стать жаркая сухая погода.
Причиной пожара может стать самовозгорание торфа, листвы, лишайников.

Правильно:
Сама по себе жаркая и сухая погода не может стать причиной пожара.
Торф в природе практически не может самовозгораться. Другие материалы тем более. Рассказами о самовозгораниях формируется фатализм в отношении ребенка (да и взрослого) к пожарам. Часто это приводит к менее ответственному поведению (к невозможности вообще формировать правильное, желаемое поведение)
--------------------------------------------------------------------------------
Неправильно:
Лесные пожары тушит МЧС.

Правильно:
Лесные пожары тушат лесники (работники специализированных лесопожарных организаций, лесничеств, авиалесоохрана). Заповедники и национальные парки тушат сотрудники этих организаций. МЧС и региональные противопожарные службы, как правило, начинают тушить лесные пожары только тогда, когда они представляют угрозу населенным пунктам или при введении режима чрезвычайной ситуации.

--------------------------------------------------------------------------------
Неправильно:
Лесные пожары тушат с помощью огнетушителей и пожарных машин.
Сильные пожары тушат сбросами воды с самолётов-танкеров.

Правильно:
При тушении лесных пожаров используются лопаты, ранцевые лесные огнетушители, воздуходувки, мотопомпы, зажигательные аппараты.
Авиация используется для обнаружения пожаров, для доставки людей и техники. И лишь в исключительных случаях и только как вспомогательная мера (для поддержки наземных групп) – сбросы воды.


Кроме того, не совсем верными являются невыполнимые категорические запреты: нельзя жечь костры в лесу, нельзя курить, нельзя брать спички в руки.
Костёр (если не введено специальных временных запретов из-за очень сухой погоды) можно жечь вместе со взрослыми на специально оборудованном месте (старом кострище), соблюдая требования правил пожарной безопасности в лесах. Главное – тщательно и надежно потушить костер, когда он становится не нужен, и не оставлять огонь без присмотра. Также (в советах взрослым) очень важно полностью тушить окурки и спички, не бросать их на землю непогашенными (а лучше – вообще никогда не бросать окурки на землю, а забирать их с собой и выкидывать потом в мусорный бак или урну).

Если у вас возникнут вопросы, комментарии, предложения по тому, как улучшить такие советы, не стесняйтесь, пишите.
Также буду благодарен за описание наиболее успешных в вашей практике методик проведения занятий. Сам постепенно тоже постараюсь выкладывать наши наработки.
Tags: пожарная кампания, пожары
Subscribe

  • Стеша

    моя царственную и вредную кошку будто подменили. Стала Стеша ласковая и покладистая, преданно в глазки заглядывает, мурчит громко-громко. а всего-то…

  • стеша

    мы с ней похожи..

  • котофото

    за неимением более интересных новостей и событий в моей жизни (а также по причине чудовищного настроения) начинаю флудить котиками. Вот кошка…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments