andreeva_anka (andreeva_anka) wrote,
andreeva_anka

Заболотское озеро сто лет назад...

у меня уже давно хранится крайне интересный и ценный текст, написанный первым директором Талдомского музея Еленой Сосенковой. О Пришвине, хозяйственном освоении болот, экспедициях по рекам Дубне и Сулати до осушения, Заболотском озере.

Е.В.Сосенкова
«Воспоминания о Михаиле Михайловиче Пришвине и о Талдомском крае в связи с его творчеством»
октябрь 1959г. г. Калинин
(отрывок)

IV.
В своём очерке «Журавлиная родина» Мих. Мих. Пришвин описывает свои встречи с местными людьми на Дубненской пойме в период производившихся там мелиоративных работ по спрямлению русла заболоченной реки Дубны. Особое внимание он уделяет работе плавучего экскаватора, единственного в то время в России и переправленного из далёкой Сибири его скромным техником по воле Ленина.
Писатель описывает «Новую Дубну» - канал, проложенный экскаватором, и особое внимание уделяет в этом очерке реликтовой водоросли Кладофоре, живущей в Заболотском озере со времён ледниковой эпохи. За спасение этой водоросли-реликта Пришвин поднимает большой шум на страницах «Известий».
Читая этот очерк, невольно вспоминаешь и свои, чрезвычайно яркие впечатления о Дубненской пойме, деревне Замостье и Заболотском озере, где мы, работники талдомского музея побывали дважды.
Первая наша поездка на Заболотское озеро за водорослью состоялась, если не ошибаюсь, осенью 1928 года.
Наше путешествие началось от деревни Сущево, где нас ожидала моторная лодка, высланная за нами главным инспектором мелиорации Николаем Петровичем Власовым. Путь от деревни Сущево до села Нушполы проходил по Новой Дубне, -  однообразному прямому каналу с берегами из болотной земли.
В Нушполах мы сделали остановку, чтобы дать знать Н.П. Власову о нашем прибытии и вместе с ним, как с гидом следовать дальше. В Нушполах был центр мелиоративного товарищества, заготовляющего топливо для экскаватора.
Мы прошли по пойме до села с полкилометра, не замочив ног, настолько уже сказалось влияние прорытого  канала.
Любопытно, как рассказал нам Н.П. Власов, человек очень любознательный и широкого образования, энтузиаст новой Дубны, экскаватор выбросил возле Нушпол со дна Дубны окаменевшие и почерневшие в торфу костяные орудия первобытного человека. Это свидетельствует о том, что до заболачивания берегов Дубны существовала здесь стоянка людей неолитической эпохи.
Самой интересной частью нашего пути была Старая Дубна, так называемая «Грибановская», которую М.М Пришвин не описал, пообещав сделать это позже, когда закончатся мелиоративные работы и скажутся изменения режима рек и всех природных условий. От этого его очерк «Журавлиная родина», по моему мнению, много теряет.
В самом деле, на Грибановской Дубне мы воочию увидели девственную природу болота во всей целостности и неприкосновенности, имеющую неотразимую власть над человеком, порождающую суеверный страх перед её силой и беспомощный страх перед  её стихией у наших предков, лишённых знаний и техники.
После однообразно – скучного канала, оставив позади себя работающий экскаватор, наша моторная лодка вошла в тихую реку с чёрной водой, со дна которой тянулись к свету множество водяных растений. Эта река шла в зелёных берегах, густо поросших лесом из чёрной ольхи.
Могучая ольха росла на высоких кочках, между которыми сверкали чернотой узкие протоки воды, красавец хмель, густо обвивавший стволы чёрной ольхи со множеством свисающих гроздьями созревших своих семян-шишек, окутывая лес непроходимой чащей. Ярко-алые и жёлтые высокие болотные цветы и травы у самой воды, глухая тишина, специфический запах стоячей воды и гниющих трав – всё это производило жуткое, сказочное впечатление.
Куда мы попали? Да это же джунгли в центре России! (как выражается М.М. Пришвин). Как это таинственно и красиво!
Кроны ольхи, широко раскинувшиеся над рекой, оставляли небольшой просвет над нашими головами и создавали таинственный полумрак. Такова была «Грибановская Дубна», ещё не тронутая советским человеком и его техникой.
Но самое яркое впечатление в этой поездке у меня от встречи на нашем пути большой «плотине», как это называет М.М. Пришвин. Вообразите себе, что реку перегораживает густо переплетённый прутьями ивы частокол, возвышающийся над уровнем реки. В нём, ближе к левому берегу оставлено широкое отверстие, в которое может пройти только лодка. В это отверстие с сильным шумом устремляется запертая река. Это «яз» - сооружение глубокой старины, сделанный руками местных жителей – рыболовов для хищнического лова рыбы. Его нам назвали «царским», т.к., по преданию он существует со времён Ивана Грозного, в эпоху которого здесь ловили рыбу для Москвы. Таких язов, но поменьше и поуже, было множества на Дубне до прихода сюда экскаватора, но мы их не застали, они были разобраны.
Этот «царский» яз нам приходилось брать приступом: запруженная вода настойчиво сбрасывала вниз нашу лодку с выключенным мотором. В лодке нас 5 человек: 2 нас – музейщиков, М.П. Власов, Коля – моторист и еще один спутник главного инженера. Все мы объединены одним желанием преодолеть напор воды. Для этого мы стоя упираемся в дно реки единственным веслом, ружьем, хватаемся руками за кусты и делаем всевозможные усилия, чтобы поток нас не опрокинул.
Положение настолько серьёзно, что я мысленно обращаюсь к своей семье и прошу простить меня за мою страсть к краеведению, если я останусь здесь, на дне Дубны.
Но общими усилиями и это препятствие преодолено: мы снова включаем мотор и, в полной темноте короткого осеннего вечера, выходим на простор Заболотского озера.
Мы не видим его берегов, и только по новому звуку мотора и особой тишине угадываем, что из реки попадаем в озеро. Слышим голоса над озером – это рыбаки тянут невод. М.П. Власов подает им голос и моторка подплывает к двум лодкам с рыбаками. Весь улов – 4 –5 больших рыб забираем себе на ужин. Но, как и в чем их нести? Догадываемся: я заворачиваю полы своего брезентового халата за пояс, укладываю рыбу вокруг себя и так мы , в глубокой темноте идем по пойме, окружающей Заболотское озеро. Меня ставят посередине 4 мужчин и дают в руки весло, предупреждая, что если нога попадет в воду, и я провалилась в « окно» - бросать весло поперек и хвататься за него. Однако, мы благополучно проходим этот, опасный ночью, путь и попадаем на твердую землю – новое шоссе с мостами, проложенное инженерами через болото до деревни Замостье.
Какая культура! Какое достижение в этом глухом краю! Спасибо советской власти.
Ведь раньше жители Замостья  попадали на свои поля и пастбища через канальца – «борозды», прокошенные в болоте, скотину не гоняли, а пускали вплавь по этим бороздам. На лодках- «душегубках», выдолбленных из осины, возили к сараям накошенную осоку и обмолоченный хлеб.
Об этом всем нам рассказывали в Замостье, куда привел нас М.П. Власов на ночлег.
Мы поужинали свежей рыбой, и хозяйка уложила меня спать на полу, напротив русской печки. Никогда раньше сон не казался мне таким наслаждением, как после всех впечатлений этого замечательного дня!
Однако утром рано я проснулась от треска дров топящейся печки и увидела еще одно редкое зрелище эпохи натурального хозяйства. На полу стояла глубокая корзина, наполненная вьюнами. Хозяйка, посолив сонную рыбу, протыкала каждую под жабрами, нанизывая по десятку на острые деревянные спицы, причем вьюны издавали жалобный, как мне показалось, писк. Спицы эти она вкладывала в уступы лесенки, стоящей по обеим сторонам печи. Ольховый дым, проходя через ряды нанизанных вьюнов, завершал их жизнь копчением. Вьюнов заготовляли впрок, и я вспомнила, что так называемым Великим постом встречала таких в продаже, но покупать не решалась. Однако, хозяйка хвалила их вкус: они мясистые, мягкие, чуть соленые.
Утром мы отправились за «шарами» - водорослью кладофорой. Нас (меня и сотрудника музея  П.С. Маслова) усадили в «душегубку» с одним веслом и по протокам, вернее прокошенным канальцам, под сенью черноольховых зарослей, вывезли на озеро.
Этот фантастический путь я сравнила бы с Венецией на болоте. Озеро было беспокойно, но играли белые барашки, и выезжать на середину озера было опасно. Нам рассказали, что накануне, в такую же бурную погоду, утонул местный учитель, и тело его найти не удалось, т.к. озеро не имеет твердого дна.
Мы пробираемся к плесу, где обитала водоросль, ближе к тростникам и камышам у берегов и благополучно до него добрались.
Лодку остановили в зарослях, и мы, заглянув в воду, увидели множество изумрудных шаров, величиною с головку грудного ребёнка. Выловив эти шары и взяв их в руки, мы любовались ими, но в воде они были ещё красивее: вся их поверхность была покрыта пузырьками кислорода, а, вынув их из воды, пришлось выжимать в воду и класть в ведро, чтобы привезти их в музей, отчего они темнели и становились меньше.
Так мы убедились в существовании в Заболотском озере редкого реликта, занесённого в наш край в эпоху ледникового периода. Позже, когда эта редкость была экспонирована в Талдомском музее, и водоросль жила там, в большой стеклянной банке, я узнала от посетителей, что якобы, такие же шары водятся и в оз. Золотая вешка на севере талдомского района. Но проверить это сообщение мне не удалось, и вопрос остался открытым.

Оригинал рукописи хранится в Талдомском историко-литературном музее.
Tags: Заболотское озеро

• (no subject)

... ведь если открыть дверцу, ОН вырвется наружу!!!

• 11 сентября - лесопосадки в Хотьково

Моя хорошая знакомая по лесопосадочным активностям Наташа Василевская организует небольшие однодневные лесопосадки 11 сентября под Хотьково…

• (no subject)

Ну что, новый учебный год стартовал) пусть он будет удачным.. правда началось все с того, что мой автобус просто взял и не пришёл. и на автобусной…

• (no subject)

... ведь если открыть дверцу, ОН вырвется наружу!!!